Особенности оформления трудовых отношений педагогических работников в СПО

В этой статье будут рассмотрены особенности оформления трудовых отношений педагогических работников в среднем профессиональном образовании: сотрудники техникумов, колледжей. Педагогическая деятельность связана с большими перегрузками, серьезным уровнем ответственности. И государство, с одной стороны, предъявляет большие требования к таким сотрудникам, а с другой стороны, компенсирует эту ответственность: признавая особый статус педагогических работников в обществе, предоставляя академические права и свободы, трудовые права и социальные гарантии.

Сначала разберемся, кто относится к категории педагогических работников. Ответ на этот вопрос можно найти в номенклатуре должностей. Да, да! Существует документ, который так и называется: «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утвержден постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678. Документ состоит из двух разделов, перечень должностей, которые мы рассматриваем в нашей статье, находится в подразделе 2 раздела 1. В примечание его указано, что должность «тьютора» предусмотрена для всех организаций кроме образовательных организаций высшего образования.

Теперь определимся, кто имеет право на занятие педагогической деятельности? Работник должен иметь:

  • Наличие соответствующей квалификации. Требование к ней содержатся в квалификационном справочнике, профессиональном стандарте, федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС).

Основание: п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

ФГОС различное множество, один из примеров приведен ниже:

 

Цитата из п. 7.15 раздела 7:

 

  • Иметь справку об отсутствии судимости и не иметь ограничений, перечисленные в ст. 331 Трудового кодекса РФ:

— лишенные права заниматься педагогический деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 331 Трудового кодекса:

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй ст. 331 Трудового кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем ст. 331 Трудового кодекса РФ: «Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против……..».

  • Наличие медицинской книжки. Отсутствие медицинских противопоказаний, наличие прививок, пройти профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (санминимум).

Основание: пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 . № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте», приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

  • Не быть недееспособным в установленном ФЗ порядке.

Какие академические права и свободы  предоставляются педагогическим работникам?

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

 

Основание: пп. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

И наконец, какие трудовые права и социальные гарантии должны предоставляться педагогическим работникам?

  • предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска в количестве 56 дней;

Основание: ст. 334 Трудового кодекса РФ, пп. 3 п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», раздел 3 Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 446 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

  • сокращенная продолжительность рабочего времени у всех педагогических работников, кроме преподавателей, педагогов дополнительного образования, старшего педагога дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей составляет не более 36 часов в неделю. У этой  категории персонал нормируется педагогическая работа за ставку заработной платы. То есть именно этот объем учебной нагрузки и является нормируемой частью их педагогической работы;

Основание: ст. 333 Трудового кодекса РФ, пп. 1 п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

  • предоставление длительного отпуска сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;

Основание: ст. 335 Трудового кодекса РФ, пп. 4 п. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность длительного отпуска сроком до одного года».

  •  получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

Основание: пп. 2 п. 5 ст. 47 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Основание: пп. 5 п. 5 ст. 47 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

Основание: пп. 6 п. 5 ст. 47 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации».

  • иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации;

Основание: пп. 7 п. 5 ст. 47 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации».

 

 

Комментарии: